Введение
Великий гуманист и психиатр С.С.Корсаков на рубеже XIX и XX веков писал:
"Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному
человеку". Указывая, что это чувство "связано с понятием о высшем Начале,
управляющем человеком и миром, и о вечности", что "религия сама по себе не имеет
влияния на душевные заболевания", С.С.Корсаков вместе с тем специально
подчеркнул, что "принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым
нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный
культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза,
способствует к развитию душевных заболеваний". Через 100 лет, уже на пороге XXI
века, эти положения классика мировой психиатрии стали более чем актуальными.
Действительно, в конце XX века на фоне. казалось бы, победы
рационалистического атеизма и потери интереса к религии возникла одиозная
социальная проблема. Речь идет о ранее неизвестном явлении - бурном
распространении культовых новообразований, вовлекших в свою сферу многие
миллионы граждан сначала США, затем Западной Европы, а теперь и России. Вскоре
обнаружилось, что это явление далеко не безобидно. Повсеместно стали отмечаться
негативные последствия деятельности таких новообразований в плане посягательства
на интересы личности, семьи, общества и государства.
Основной, психолого-психиатрический аспект проблемы
деструктивно-тоталитарных неокультов ("сект") будет обсужден в соответствующем
разделе. Наряду с этим мы считаем необходимым ввести читателя в курс и других
аспектов проблемы культовых новообразований.
Все культовые новообразования противопоставляют свои объединения семье
(если семья не разделяет взглядов неофита); имеются данные о разрушении по этой
причине более 250 тысяч семей россиян, соответственно растет число социальных
сирот, представляющих собой группу риска в плане развития как психической
патологии, так и социальной дезадаптации до уровня криминального поведения.
Идеология всех культовых новообразований направлена на деструкцию национальной
духовности, ее замену на собственную систему ценное той. В отличие от
традиционных религий, носящих характер "духовной симфонии" (представление,
имеющее многовековую историю) в отношениях с государством, культовые
новообразования противостоят интересам государства в пассивной или активной
форме вплоть до использования своих адептов в шпионских и террористических
актах. У ряда "респектабельных" неокультов разработаны планы переустройства мира
по своим тоталитарным моделям.
О негативных последствиях деструктивной деятельности культовых
новообразований для личности, семьи и общества говорится в Открытом письме,
направленном Президенту России Государственной Думой (1996), в специальном
постановлении Правительства РФ № 600 от 17 мая 1996 г. о Федеральной целевой
программе по усилению борьбы с преступностью, в информационно-аналитических
материалах "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных
организаций" (Аналитический вестник. Выпуск 28. Серия: Оборона и безопасность -
8. Изд. Аналитического управления Аппарата Государственной Думы РФ. М., 1996.).
В них, в частности, приводятся такие примеры, как проникновение американской
секты "Саентологическая церковь" на оборонные предприятия г.Обнинска, Перми, в
стратегические НИИ Минобороны, в Центр управления полетами, в структуры
Правительства Москвы. По мнению экспертов МВД России, культивирование слепого
подчинения авторитету, суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами
жизни адепта приводят к тому, что при криминализации верхушки секты она
неизменно криминализируется полностью, превращаясь в слепое орудие для
реализации любых целей своих руководителей (А.И.Хвыля-Олинтер - Органы
внутренних дел в борьбе против правонарушений нетрадиционных религиозных
движений - тоталитарных сект. // "Духовность. Правопорядок. Преступность".
Материалы научно-практической конференции МВД РФ М 1996. С. 126-130.).
В утвержденной 17.12.97. Указом Президента РФ № 1300 "Концепции
национальной безопасности Российской Федерации" особо отмечается "необходимость
учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих
значительный ущерб духовной жизни российского общества. представляющих собой
прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для
прикрытия противоправной деятельности".
То, что тоталитарное сектантство не является частной российской проблемой
подтверждается и рядом международных документов, в частности, об этом говорится
в специальной резолюции Европейского Парламента 1996 года: "... определенные
секты... постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как
то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение
свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение
расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение
капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства,
незаконная врачебная деятельность;...". Кроме того, Европейский парламент
"призывает в этой связи государства-члены усилить взаимный обмен информацией для
того, чтобы объединить сведения о феномене сектантства...".
Настоящее издание как раз и носит такой информационный характер.
|
|
Навигация по книге
|